?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Погребенный заживо (Buried, 2010)

 

Фильмы ужасов едва ли не с самой зари кинематографа эксплуатировали самые потаенные человеческие фобии: страх высоты, клаустрофобия, боязнь пауков – почти на каждую фобию человека кинематограф готов предоставить «своё кино». Страх быть похороненным заживо – одна из самых распространенных фобий, но как построить вокруг него целый фильм: не снимать же битый час человека внутри ящика? Да еще в темноте.

Из недавних фильмов на эту тему вспоминаются ТВ-дилогия «Заживо погребенный» (Buried Alive, 1990 – полнометражный дебют знаменитого Френка Дарабонта, и Buried Alive 2, 1997), герои которой выбирались из могилы, чтобы отомстить вероломной супруге/супругу, да памятный эпизод из второй части «Убить Билла», в которой героиня Умы Турман успешно проломила крышку гроба и эффектно вылезла на свет божий, пришла в кафе и попросила водички. Во всех перечисленных случаях эпизод «внутри гроба» длился несколько минут, а основное действие было сосредоточено, собственно, на мести.
 

Испанец Родриго Кортез, ничем до сего дня особо не отличившийся, сделал, казалось бы, немыслимое. Он действительно снял кино про человека в гробу. Вместе с героем вы проведете 95 минут в тесном ящике, освещенном то огоньком зажигалки, то блеклой подсветкой мобильника.

 

Кого же засунули в ящик? Актер Райан Рейнольдс, как-то незаметно ставший одним из самых востребованных молодых актеров в Голливуде (и, попутно, супругом Скарлетт Йохансон), умудряется чередовать роли гламурных красавцев и супергероев, периодически играет персонажей, которым, мягко говоря, несладко: в «Росомахе» (2009) его обрили и зашили рот, в «Ужасе Аметивилля» (2005) дом-демон едва не сделал его маньяком-убийцей, в «Блейде 3» ему пришлось сражаться с вампирами не на жизнь, а на смерть, а в сериале «Внешние пределы» (1995) ему даже довелось сыграть призрака (в фильмографии актера даже встречаются такие «многообещающие» названия, как «Большой Монстр в студгородке», 2000). Словом, экспериментировать над собой Рейнольдсу не привыкать, и то, что он делает с собой в «Погребенном заживо» заставляет проникнуться к актеру уважением. Актер даже подарил фильму свой день рождения – события в ленте происходят 23 октября 2006 года – в этот день Рейнольдсу, как и его герою, исполнилось 30 лет
.

Действие этого американско-испанского фильма с единственным актером-канадцем происходит в зоне боевых действий в Ираке, но авторов мало интересует геополитика или, собственно, война в пустыне. Это история одного человека – испуганного, одинокого, слабеющего, но отчаянно цепляющегося за жизнь. Наличие в кадре мобильного телефона не только частично решает проблему с освещением, но и придает этой истории неожиданное измерение – современные технологии позволяют даже запертому в гробу человеку записать видеоролик, выложить в YouTube, и связаться практически с любым человеком на планете. Но никак не помогают ему выбраться из этого чертового ящика. И эта виртуальная доступность мира делает положение героя еще отчаяннее, еще острее. Огромный мир стремительно сужается – с каждым делением разряжающейся батареи, с каждым словом равнодушного чиновника в телефоне, с каждой секундой промедления между бесконечными операторами службы спасения. На мой взгляд, самая отчаянная сцена в фильме, это разговор героя с человеком из отдела кадров его компании-работодателя – тратя драгоценное время, он задает герою массу вопросов, цель которых, как выясняется, оградить компанию от судебных исков, ведь страховка героя аннулирована с момента его пленения (естественно, это было в его контракте найма… мелким шрифтом). Отдельную ноту отчаяния добавляет тот факт, что пленившие героя злодеи – такие мелкие сошки, что найти их – всё равно, что обнаружить иголку в стоге сена…

С точки зрению сюжета весь фильм можно было бы подать в форме радиопостановки – и он ничуть бы не потерял в драматизме и накале страстей, но режиссер, к счастью, помнит, что мы все-таки смотрим кино, и поддерживает визуальный интерес зрителя, как может, начиная с затейливых титров, используя весь арсенал возможных ракурсов (включая не вполне «честные», когда камера «выходит» за пределы гроба), и даже вводя короткую сцену единоборства внутри гроба. И, тем не менее, я не обещаю, что вы получите удовольствие от просмотра – не проникнувшись настроением фильма, его будет скучно смотреть, а проникнувшись… вы вполне можете испытать приступ клаустрофобии и удушья. Часы тикают. Мобильник разряжается. Песок сухой струйкой сыпется на лицо. Кончается воздух. И кино  вот-вот кончится…

(с) Дмитрий Витер, 2010


Заживо погребенный

Comments

walkwildside
Dec. 26th, 2010 08:31 pm (UTC)
фильм потрясающий
райан отлично справился!
dmitrythewind
Dec. 26th, 2010 08:34 pm (UTC)
Согласен с вами. Не многие актеры согласились бы сняться в таком фильме, которому большой прокат явно не светил...
walkwildside
Dec. 26th, 2010 08:53 pm (UTC)
ну кроме того к нему из-за его смазливой мордашки и брака со скарлетт относятся мягко говоря скептически
но райан доказал что он прекрасный актер, такой фильм вытащить в одиночестве - серьезная задача, и он с ней справился

Tags

Page Summary

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars