?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Перепост отзыва на фильм "Реквием" от участника smart_ass. Оригинал текста: тут.

***

Никак не мог предположить, что немецкий фильм на тему экзорсизма может как-то меня затронуть и уж тем более взволновать. Не то чтобы я такой стойкий и хладнокровный, впрочем, временами все-таки да, но для настоящего искусства — по-прежнему нет!

Просто все то, что я сумел вспомнить перед просмотром, так это пару-тройку удачных («Омен», «Ребенок Розмари», «Изгоняющий дьявола» и «Константин») и множество так себе картин. Правда, в тот (хороший) списочек не вошли фильмы Ардженто и прочих представителей итальянской хоррор индустрии (Бава, Фульчи), поскольку все же они больше воспринимаются мной как фильмы ужасов или джиалло. А фильм Шмидта оказался совсем другое дело.

 

Итак, у нас за окошком лето, а в кинотеатре — осень 70—х. Именно в то время и развиваются трагические события, основанные, как это ни чудовищно звучит и выглядит, на самых, что ни на есть, реальных событиях. Что же такого произошло там тогда?

Казалось, времена лютой инквизиции давно в прошлом, но в маленьких европейских городах, где мало чего происходит, уж больно велика сила церкви и ее представителей. В деяниях служителям господним активно помогают набожные малочисленные жители этих населенных пунктов. В одном из таких городишек и живет главная героиня картины — Михаэлла. Ее с самого детства приучали к тому, что бог — единственное, что может помочь и спасти, что направляет и проверяет, что укрепляет силу духа и веры и в конце концов делает человека счастливым! И, разумеется, это все не пустые слова и я убежден, что вера должна быть у каждого человека. Другой вопрос, во что? Тут есть разночтения, и, если честно, то меня больше устраивает понимание, что в некую силу, которая для каждого определяется им самим. Ну или же людьми, которым он ПОЛНОСТЬЮ доверяет и мнение которых уважает, как свое.

Впрочем мы отвлеклись. Итак, Михаэлле не оставлено право выбора ни веры, ни всего остального. Ее путь кажется предопределенным, тем более эта девушка страдает периодическими эпилептичекскими припадками и родители неспроста опасаются за ее жизнь. Однако благодаря жажде жизни и вере в лучшую долю она делает весьма нелегкую попытку изменить свой мир, свое окружение и… и уезжает, как бы это сказали в России, в областной центр, где поступает в университет. Именно с этого момента и начинается фильм Ганса Христиана Шмидта «Реквием».

Этот режиссер уже однажды сумел завоевать мое внимание, сняв прелюбопытнейший фильм о постсоветской эмиграции под названием «Дальний свет». Возможно, когда я смотрел тот фильм, меня больше привлекло удивительно тонкое знание (а быть может, понимание) режиссером психологии советского человека, оказавшегося за границей, да еще с женой и маленьким ребенком + русские актреры. Короче, если можно так выразиться, русскость картины.

И представьте себе, что и в новом своем фильме Шмидт точно так же, детально и со знанием дела, исследует тему, нет, вовсе не экзорсизма!!! а адаптации человека из глубинки к новой среде, к новому месту, к новой реальности. И этим два его фильма похожи, только там были русские, а здесь его «родные» немцы. Но и тем, и другим архисложно, в силу своих внутренних особенностей, привычек и житейского уклада.

И в этой же связи вырывается наружу еще одна немаловажная и интересная тема, которую очень тонко, а главное, так эффектно преподнес зрителям этот немецкий режиссер. Демоны!!! Как внутренние, так и внешние, те самые страхи, которыми полна наша голова, те самые ужасы, что рисует наше воображение, те люди, которые предлагают нам что-то взамен на что-то (или первая порция бесплатно), или те, которые советуют одно, желая нам совершенно другого. Короче, тот самый мир, в который попадаем мы, вырвавшись из-под родительской опеки, становясь взрослыми, сталкиваясь с новым, приобретая опыт, решая задачи и совершая ежеминутную селекцию «за» или «против», «беру» или «отдаю», «бегу» или «останавливаюсь». Так и героиня этого фильма, однажды выбрав новое и неизведанное (в данном случае университет и жизнь без родителей в другом городе), начинает теряться в собственных отношениях к этому, поскольку сложности, с которыми ей приходиться сталкиваться (завоевание авторитета у сверстников, поиск любимого мужчины, выполнение учебных заданий и лечение своего недуга), выше ее сил. А помошь она привыкла искать в божьем слове и наставлении священников. Но чем дольше она борется с трудностями самостоятельно, тем меньше она верит в то, чему ее учили в детстве, тем больше становится расстояние между ней и родителями. Страшная судьба уготованна тому человеку, который, терзаемый своими демонами, не смог этих тварей успокоить, если не изгнать. При просмотре этого фильма мне вспомнились кадры из другой картины холодной Западной Европы, а именно, фильм Триера «Рассекая волны», в нем тоже есть эта жестокая психологическая битва между юной девушкой, верущей в высшую силу, но отнюдь не в ту, что ей навязывают служители прихода. У этих двух героинь много общего, в их представлениях о мире, в их детстве, в их болезнях и в их жажде полноценной жизни, которой они оказываются лишены.

С кинематографической точки зрения, в этом фильме много того, что бьет зрителя своим невероятным мастерством и профессионализмом, но игра главной героини вызывает ни с чем не сравнимые эмоции. Такой игры я не встречал давно. Не зря на многих кинофорумах (включая Берлинский) Сандра Хюллер получает призы за свою потрясающую роль. Более того, когда я увидел эпизод в столовой, в родительском доме, у меня по рукам пробежали мурашки от той силы, которая на меня в прямом смысле обрушивалась с экрана.Поверьте, такое не забывается, поскольку не часто случается.

И знаете еще что, та атмосфера, в которую сумел погрузить нас режиссер Шмидт, и те проблемы, что ставит он перед нами, делают это кино высочайшим образчиком настоящего европейского кино. За что ему и спасибо!

 

Tags

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars